Зубаирова Чулпан Димовна

учитель истории и обществознания

 МОАУ Лицей №1 города Нефтекамск

 

Эссе

 

Я – наставник…

 

Стемнело… В неярком свете лунного безмолвия тихо падает пушистый, искрящийся снег. На небе одна за другой зажигаются трепетные, нежно мерцающие в небесном одеянии звезды – вечные спутницы таинственной темноты. В окнах потихоньку гаснет свет. И только в одном окне он будет гореть до самой глубокой ночи…

Сменяются времена года, снова и снова окружающая природа приобретает новые оттенки…  А свет в этом окне, так похожий на маяк, указывающий путь неугомонному путешественнику, будет до самого утра хранить своего доброго друга, так и сопровождая его всю жизнь.

Но кто же этот самый путешественник? Кто бороздит неизведанные моря времени в поисках чего-то нового, интересного и действительно стоящего? Кто живет в этом тихом, загадочном доме? Кто не спит ночью, но просыпается ранним утром?

Юный месяц с мерцающими звездами тихо заглядывает в окна этого дома, освещая как всегда заваленный бумагами письменный стол, за которым сидит полусонный учитель. Добрый, милый, пусть и уставший учитель.

В очередной раз, внимательно сосредоточившись на своей работе, пытаясь предугадать действия своих учеников, их настроение и желания, он готовится к новому рабочему дню. Все домашние заботы остались позади, все дела завершены. Но одно остается постоянным и неизменным – желание и рвение учить детей чему-то новому…

Это моя история. Это моя жизнь.

В такие минуты, тянущиеся тихой бесконечностью сквозь позднее время, мне часто вспоминается самое начало моего пути, то первое и окончательное решение стать учителем. Мой образ педагога был сформирован моей мамой, которая более 35 лет работала учителем математики. Она была ответственным, строгим, целеустремленным, преданным своему делу учителем, но в то же время она умела оставаться заботливой и готовой в любую минуту прийти на помощь прекрасной женщиной…

Теперь я понимаю: всем, что у меня есть, я обязана моим дорогим и любимым родителям. С огромной благодарностью и теплотой вспоминаю я их бесценные уроки и советы, которые и сейчас помогают мне во многих жизненных ситуациях. Помню, поступив в Осинское педагогическое училище, мне приходилось много общаться с разными, в том числе и с незнакомыми мне людьми. Каждый из них относился к моим родителям с большим уважением. О папе отзывались как о справедливом, трудолюбивом, добром человеке, о маме – как о педагоге с большой буквы. С уважением относясь к моим родителям, окружающие так же проявляли большое уважение и ко мне. И я всегда удивлялась, чем же могла заслужить такое трепетное отношение к себе?

Оглядываясь на прожитые годы, я понимаю, что незаметно и постепенно я воспитывалась каждый день. Воспитывалась через выполнение ежедневных обязанностей, через заботу о своих братьях и сестрах, ведь в нашей семье каждый человек нес большую ответственность не только за себя, но и за родных людей. Все эти навыки стали для меня бесценным и огромным опытом, который я часто применяю в своей профессии.

Теперь, имея немалый опыт на педагогическом поприще, я уверенно могу сказать, что в развитии и воспитании личности огромную роль играет первое и самое близкое окружение человека: это семья, друзья и учитель. Особое предназначение несет в себе учитель.

Работая с детьми, я раскрыла для себя очень многие аспекты такой тонкой психологической науки, как воспитание детей. Да, именно науки, ведь правильное общение с детьми – особая, отдельная философия нашего общества. Ведь ребенок очень похож на маленький, слабенький, еще неокрепший росток. И чем больше заботишься об этом беззащитном существе, чем большей любовью окружаешь его,  чем больше разговариваешь с ним, облагораживаешь окружение, тем более крепким, красивым и подготовленным к жизни он вырастет. Но не стоит путать заботу и любовь с чрезмерной опекой. Да, излишнее беспокойство не скажется на ребенке так же неблагоприятно, как слишком строгое воспитание. Но безграничная опека и большая привязанность могут породить скованность личности ребенка, его несамостоятельность и зависимость от чужого мнения других людей. В свою очередь, грубость, излишняя требовательность, подавление личности маленького человека могут привести к тому, что он станет неуверенным, ведомым человеком с низкой самооценкой.

И никогда не исчезнет вечный вопрос человечества: как же найти золотую середину? Как правильно почувствовать меру в такой непростой и тонкой науке воспитания детей? Путем проб и ошибок? Но разве учитель имеет на это право?.. Все это так и остается вопросами, на которые учитель пытается ответить на протяжении всей своей жизни. И все же, вместе с важной миссией передачи знаний, он призван растить и воспитывать своих учеников, множество маленьких, хрупких ростков, духовно обогащая каждого из них, показывая им пути решения различных проблем, вселяя в них силу духа и веру в себя. Учитель должен давать детям возможность проявлять свои способности, направлять их пульсирующую энергию и талант в нужное русло. И тогда, через некоторое время он увидит прекрасный результат своих трудов – пышный, яркий, благоухающий и процветающий сад, наполненный изящными и разнообразными цветами.

Когда я думаю обо всем этом, то понимаю, какое важное предназначение несут в себе учителя, какое важное место мы занимаем в формировании личности ребенка. Ни одна профессия не дает возможности написать человеческую судьбу с чистого листа. Но такая профессия, как учитель, дает возможность рассказать детям о том, как можно красиво, чисто и более правильно написать свою книгу жизни с самой первой страницы.

Несмотря на понимание миссии учителя, я тяжело осознаю свое значение для моих учеников. Просто каждый день я прихожу в свою родную школу, чтобы вновь увидеть эти горящие, светящиеся глаза, услышать звонкий смех и такие неповторимые рассуждения моих детей, поделиться с ними новыми, интересными знаниями. Иногда мне кажется, что я живу ради них. Я никогда не жду от них благодарности, ведь самой лучшей благодарностью является их внимание, их любовь. А когда ты обладаешь таким богатством, что еще нужно для счастья?

За всеми этими рассуждениями я закрываю последнюю проверенную тетрадь, складываю в папку свои бумаги, выключаю свет и уставшая, но безумно счастливая ложусь спать, моментально проваливаясь в сладкий и долгожданный сон.

 

…Юный месяц с прекрасными звездами наблюдает за крепким сном своего милого друга и нежно охраняет безмятежное спокойствие тихого дома. Теперь свет погас во всех окнах, и месяц пустил волшебные и светлые сны по всему городу легким дуновением ветра. Он знает, что завтра его любимый путешественник снова отправится в плаванье со своими детьми, чтобы создавать неповторимую общую историю, осваивать новые земли, делясь знаниями с юными первооткрывателями, у которых все еще только впереди. И он, верный маяк, будет так же освещать им путь и указывать верную дорогу в необъятный мир знаний.